Люблю праздники. И здорово, когда праздник каждый день. По разному можно к ним относиться, и сам тоже по разному отношусь к разным праздникам, но важнее всего не портить их друг другу, но и не навязывать свои праздники кому-то, из-за чего иногда портятся взаимоотношения между людьми. У меня сегодня, как у всех католиков, протестантов и других течений христианства - праздник Великого Воскресения или Пасха. Не буду касаться истории самого праздника, а просто расскажу, какая его традиция была в моей семье, у моих предков, поделюсь своим отношением к нему. Поздравляю всех, кто празднует вместе со мной, а всех, кому интересно узнать, как отмечали его когда-то в нашей католической семье, потому что теперь все видоизменилось - приглашаю читать дальше.
Мой рассказ о праздновании не является образцом и догмой католических традиций, просто хочу освежить воспоминания времен, когда жили мои предки, праздновавшие именно так в нашей семье и свое личное к этому отношение. Празднику Великодня всегда предшествует семинедельный Пост, называемый Великим Постом. Самым интересным временем этого Поста - страстная неделя, начинающаяся с Вербного воскресения. К началу празднования необходимы главные атрибуты праздника - освященные в костеле дары. Главное освятить яйца, хлеб и соль, а также именно домашние пироги, сыры, колбасу, ветчину, другие мясные изделия.
Поскольку в нашей местности в костеле не было постоянного священника, в него украдкой иногда приезжал ксендз из соседнего прихода в Литве, либо нужно было ехать в другие приходы, где был священник, чтобы освятить дары к празднику. В нашей местности ходила шутка, что женщин два раза в год называют людьми, когда говорят, что люди пошли жать и люди понесли освятить яйца в костел. Понимая, что это испокон веков это предназначалось делать женщинам, но в эти сложные времена советской власти именно мужчины ездили освящать дары к празднику. Помню, что часто отец отправлялся с узлом продуктов не только для нашей семьи, но и для соседей и родственников, пешком или на велосипеде, иногда ездили телегой, запряженной лошадью, которую каким-то образом могли взять в государственных организациях или в колхозе, поскольку в частной собственности они были конфискованы и с огромными усилиями у кого-то стали появляться к концу развала СССР.
Освящали дары за день-два до праздника, поэтому чаще всего освященные яйца были просто отварены и не окрашены. Но к празднику всегда окрашивали большое количество яиц. Самой традиционной краской была шелуха от лука. В луковичной шелухе окрашивают яйца до сих пор. Самое интересное, что яйца не получаются одинаковыми, шелуха дает разные оттенки скорлупе яиц, имеющих свои оттенки. Красный цвет яиц - обязателен, но окрашивали яйца и в другие цвета, каждый своим способом, кто-то доставал специальные краски для этого из Польши, где-то в Литве могли купить с большим трудом или создавали краски сами. У нас яйца красили только в луковой шелухе. Чтобы яйца были еще разнообразнее, их обматывали нитками или одевали на них резинки, перед тем, как опустить в кипящую с шелухой воду, создавая таким образом разные узоры.
Естественно, что к празднику пеклись пироги, булки и булочки, много вкусных мучных изделий. Поближе к Пасхе в хозяйстве убивали кабана, чтобы сделать колбасы, приготовить ветчину, которые должны были подсохнуть к праздникам. А еще с лета и осени обязательно сушились домашние сыры из молока своих коров, которые специально хранились к Пасхе. Суббота перед праздником - это был день приготовления различных блюд. Понятно, что ничего покупного не освящалось - только свое из домашнего хозяйства, приготовленное собственными руками. Когда приходилось далеко ездить или ходить освятить в храм, то количество праздничных даров для освящения сокращалось, зачастую оставался только минимум - яйца, хлеб и соль. Воду тоже освящали, но ее можно было взять в храме и во время самого праздника. Ведь на праздник в храмах идут очень торжественные и красивые Богослужения, на которые старались попасть. Праздники длились 3-4 дня.
Теперь дары освящают в храме в субботу и даже придя домой после службы могут отведать поздним вечером или ночью праздничную трапезу. А во времена моего детства у нас праздничная трапеза начиналась только утром. Стол ломился от блюд. На столе было очень много жирного и нужно было всего попробовать понемногу, но в обязательном порядке всего освященного. Вот из-за этого у меня Пасха и не была любимым праздником, в отличие от Рождества. На Рождество на столе была легкая постная пища, много сладостей. А на Пасху нужно было есть все жирное, особенно не любил отварного сала и окорока, которые еще и всегда были освященными. Традиционно на столе обязательно был хрен, весенний свежевыкопанный и свеженатертый, который отличался необыкновенной остротой. Конечно же, на столе была всегда отварная картошка, квашеная капуста, соленые или маринованные огурцы, помидоры, грибы. Но после того, как были испробованы освященные жирные мясные продукты ничего вообще не хотелось, а взрослые твердили, что надо еще есть и то и это.
Вот, после такого праздничного, очень плотного завтрака могли отправляться куда-нибудь в храм, где был священник и возвратившись домой взрослые за обедам начинали употреблять алкоголь. Дети выходили на улицу и игрались. На Пасху были свои особенные игры. Бились яйцами, чье яйцо разбивалось, тот его отдавал тому, у кого яйцо оказалось крепче. Еще яйца качали, т. е. создавали какой-нибудь спуск, с которого по очереди все играющие спускали яйца. Задачей спуска было, чтобы яйцо ударилось о другое, скатившееся ранее, ударенное яйцо игрок забирал себе. Если яйцо скатывалось и ударялось по нескольким другим, то они тоже были выигрышем того, кто так удачно скатил. Понятно, что такие игры были из разряда азартных, после которых можно было принести домой много разноцветных битых и целых яиц или оставить все свои. Обычно, после Пасхи яиц было столько, что ими кормили всех, кого угодно, начиная с собак и заканчивая самими курами.
У многих детей Пасха все же была любимым праздником, потому что к ним в этот день или в последующие в обязательном порядке приходили с подарками крестные, поэтому толпа играющихся детей быстро начинала радеть, когда одного за другим звали домой. К кому крестные приходили сразу - очень радовались, к ним была зависть со стороны тех, к кому не пришли. Понятно, что крестные не у всех жили рядом, да и крестников могли иметь несколько, что ко всем одновременно не успеть, но детям этого не объяснишь, им просто хочется внимания, подарков и общения с теми, кого считали вторыми родителями. К выбору крестных подходили очень серьезно, ведь они должны были помогать родителям в воспитании ребенка и в случае непредвиденных обстоятельств даже их заменить. Рассказывали, что если в семье родившиеся дети умирали, тогда родители или кто-то из очень близких вдвоем выходили на дорогу и шли в разные стороны, мужчина, первую встречную женщину просил быть крестной матерью новорожденного, а женщина просила первого встречного мужчину стать крестным. Отказываться крестить было нельзя.
Моя крестная мать стала жить в Гродно, когда я подрос и больше всего ее ждал, она не приезжала домой, где остался жить только отец, не очень поддерживающий ее брак, она вышла замуж за человека из православной семьи, который был скорее атеистом и не признавал католических традиций. А крестного мне выбрали наспех, почти случайно, потому что тот, кого просили крестить, за день до крестин, потерял пальцы на руке и попал в больницу. В нашей Заболоти ксендза не было, перенести обряд не получалось, все было договорено и со священником и с лошадью, которой поехали в Василишки (около 30 км от дома). Крестным был приглашен муж родственницы, как крайний вариант, может поэтому он не очень серьезно относился к своим обязанностям и не приходил на праздник к крестнику, жил больше времени в Лиде.
Тот, кого просили быть крестным изначально, где-то услышал, что в этот праздник мне было грустно и начал приносить подарки, даже бывало нас не было дома, а подарок находили привязанным к дверной ручке. Подарки не были слишком дорогостоящими, как стало традиционно сейчас, главное, что там были крашеные пасхальные яйца, конфеты и другие сладости. Впоследствии этот человек стал моим вторым крестным отцом при втором имянаречении или Миропомазании. Потом наладились нормальные отношения и с одним крестным и с другим продолжались все время. Сейчас моих крестных отцов уже нет. Крестная мать по прежнему живет в Гродно, с нею иногда встречаюсь на кладбище, когда приезжает на могилы своих родителей. Роль крестных родителей в современном обществе изменилась, но еще встречаются такие теплые отношения, какие были в прошлом.
Тот, кого просили быть крестным изначально, где-то услышал, что в этот праздник мне было грустно и начал приносить подарки, даже бывало нас не было дома, а подарок находили привязанным к дверной ручке. Подарки не были слишком дорогостоящими, как стало традиционно сейчас, главное, что там были крашеные пасхальные яйца, конфеты и другие сладости. Впоследствии этот человек стал моим вторым крестным отцом при втором имянаречении или Миропомазании. Потом наладились нормальные отношения и с одним крестным и с другим продолжались все время. Сейчас моих крестных отцов уже нет. Крестная мать по прежнему живет в Гродно, с нею иногда встречаюсь на кладбище, когда приезжает на могилы своих родителей. Роль крестных родителей в современном обществе изменилась, но еще встречаются такие теплые отношения, какие были в прошлом.
Следующим атрибутом праздничного дня были ночные гости, которых не знаю, как правильно назвать на русском языке, а по местному их называли и называют волокайниками. Волокайники ходили ночью и стучались в окно, чтобы спеть святую песню, повеселить дом, сложить пожелания хозяевам дома. За это им выносили угощения. Главным угощением были, конечно, яйца. Волокайники могли и похулиганить. Бывало так, что целых окрашенных яиц к их приходу дома не оставалась и им давали сырые, чего они не очень любили, могли ими обстрелять дом того, кто дал или если хозяева чем-то не понравились, например, не разрешили им спеть под окном. В волокайники сам никогда не ходил, поэтому могу рассказывать только со слов тех, кто до утра пел и поздравлял. Следующий день, т. е. понедельник, праздник продолжался, но об этом когда-нибудь в другой раз.
После рассказа о семейных и местных традициях поздравляю всех с Великоднем и хочу напомнить поздравления с праздником прошлых лет. В 2008 году просто нашел в Интернете фотографии красивых цыплят, которые символизируют этот праздник. Хлебом и солью поздравлял читателей в 2009 году. Еще через год пасхальным подарком был лебедь в стиле оригами. В 2011 году поздравил словами из креденды. А нынешний год примите пасхальной яйцо. С праздником! Всем мира, счастья, благоденствия!