вторник, 15 сентября 2009 г.

Война, которая началась 70 лет назад, все ли о ней известно?


Этот пост должен был появиться к 70-летию начала второй мировой войны, но так сложилось, что две недели не делал обновлений в блогах. Историческая тема - всегда интересна и актуальна, историю нельзя изменить, но забывать тоже никак нельзя. 1 сентября 1939 г. фашистская Германия начала вторую мировую войну, напав на Польшу. Несколько документально подтверждаемых фактов из истории, которые предшествовали этой дате и произошли позже:

11 ноября 1918 г. - Компьенское перемирие, окончание первой мировой войны. (До этого времени в истории произошло множество исторических фактов - начиная от становления Великого  Княжества Литовского заканчивая тремя разделами Речи Посполитой, которые происходили на территории современных Беларуси, Польши и Украины, конечно же не без участия России, Германии, других государств). Польша обретает независимость и встает вопрос о ее территориальных принадлежностях, мечтая об обретении границ Речи Посполитой 1772 г.

1 января 1919 г. - в Смоленске провозглашена Белорусская ССР. Вильнюс (или Вильно, как называли в те времена) покидает немецкая армия, местные формирования польской самообороны берут контроль над городом (извечный спор между Литвой и Польшей за принадлежность современной столицы Литвы), который продержался там до 5 января, после чего город был занят частями Красной Армии.

10 января 1919 г. - Минск заняли советские вооруженные формирования, провозгласив Белорусскую Советскую Социалистическую Республику.

27 января 1919 г. - в состав Белорусской ССР включена Литва, которая стала зваться Литовско-Белорусской ССР (республика Литбел).
Последующие 20 лет истории продолжалось расширением территории СССР за счет вхождения новых союзных Республик, продолжалось урегулирование конфликтов с помощью оружия.

23 августа 1939 г. - подписан договор между СССР и Германией о ненападении (Пакт Молотова-Риббентропа) с секретным протоколом, разделившем зоны влияния двух стран.

17 сентября 1939 г. - войска СССР вошли на территорию Польши.

19 сентября 1939 г. - совместное коммюнике Германии и СССР, целью которого было
"восстановить мир и порядок в Польше, разрушенные вследствие распада Польского государства, и помочь польскому народу создать новые условия для его политической жизни".
23 сентября 1939 г. - проводится парад советско-германских войск в Бресте. Подобные парады прошли в Гродно и Пинске, но с меньшей помпезностью.

Почему сделана подборка именно этих дат, хотя в приведенном перечне далеко не все указаны? Потому, что нет смысла доказывать, что их не было. Другое дело, какую эмоциональную окраску прикладывать к этим фактам и кому это может быть выгодно? Понятно, что пропаганда СССР делала все возможное, чтобы о многом не было известно, изображая себя жертвой той войны, но какой смысл скрывать в тайных архивах документы до сих пор? Живы еще свидетели той войны, но абсолютному большинству ветеранов никогда уже не узнать правду. Солдаты выполняли свой долг, многие не подозревали, что были жертвами коммунистической идеологии. Понятно, что признание ошибок тяжкий труд, но есть наглядный пример из истории, который показала Германия. Страна проигравшая ужасную вторую мировую смогла воспрять духом и является одной из богатейших стран Европы, оказывает гуманитарную помощь жертвам войны, живущих в странах приемниках страны победившей.

Нельзя ничем оправдать фашизм, как и коммунистическую агрессию. Во всех войнах, где ведущую роль выполняют вожди - жертвами оказываются простые люди. Во второй мировой войне пострадали массы людей, а первыми жертвами стали поляки и евреи, люди других национальностей, чей тип внешности не подходил под арийскую. Во время войны пострадало много российского народа и именно самих русских, которые еще и после войны ехали восстанавливать разрушенную страну в самые разные уголки СССР и в другие страны, где поддавшись пропаганде свято верили, что строят социализм и светлое будущее, не имея доступа к фактам из истории, не зная традиций, тех людей, на территории которых им предстояло жить. А что получили в результате? Русофобию и национальный сепаратизм во многих странах, включая Прибалтийские и страны бывшего социалистического лагеря, от чего опять вынуждены страдать простые люди.

Не могу понять кому выгодно в наше время замалчивать историю и отбеливать ее? Особенно не понятна позиция родной современной Беларуси, через которую одна за другой проходили волны красной и коричневой чумы. А выходцы с территории Западной Беларуси служили в то время в армии Польши, принявшей на себя первый удар, а их после войны долгое время не причисляли к ветеранам. В нескольких словах попытался заглянуть в давнее прошлое, которое было не менее кровавым и жестоким, но не стал подробно его рассматривать, собираюсь в будущем высказать свои мысли в отношении его.

Слишком много мыслей хотелось вложить в один пост, но не нашлось времени их откорректировать, поэтому рекомендую изучить материалы, из которых были взяты данные для этого поста:

Википедия о советско-польской войне 1919-1920 гг.;
Википедия о договоре между СССР и Германией в 1939 г.;
polska.ru приводит интересные факты с указанием источников;
Новая газета в аналитической статье журналистка делится размышлениями о начале второй мировой войны.

Вспоминается, как было стыдно, будучи в Польше 1 сентября 1991 г., которая мне является исторической Родиной, что забыл дату начала первой мировой войны, хотя об этом учили в школе вскользь, да и цифры и даты никогда не стараюсь запоминать, особенно если их можно посмотреть в документах, а в культурно-просветительном училище нужно было знать только даты партийных съездов. Тогда в Польше получил настоящий урок Мира, которого за годы учебы в школе не понял почему он проводился 1 сентября, а этот день был объявлен ООН днем Мира. Вот так иногда на личном опыте откладываются глубокие знания.

Проводившийся урок Мира в школе, был всегда днем встречи с одноклассниками и школой. А правдивый урок Мира можно получить из истории, чтобы не повторялись освободительные миссии, подобные проведенным в Югославии и в Ираке Соединенными Штатами или в Грузии Российской Федерацией в недавнем прошлом. Неужели современное человечество не может достичь согласия и понять, что нет ничего ценнее жизни. Прежде чем затевать вооруженный конфликт необходимо выяснить причину, которая движет личными амбициями правящей верхушки, находящей повод для физического урегулирования национальной или религиозной розни, которую скорее можно урегулировать обратившись к изучению традиций народа или религиозных истоков.

В качестве иллюстрации использована английская карикатура на договор СССР и Германии о ненападении, взятая из Википедии по приведенной выше ссылке. О  значении имени в истории разговор отдельный, узнать значение имени, которым Вас нарекли можно, если кликнуть по ссылке.

20 комментариев:

  1. Тема очень важная и серьезная. Надо не просто много знать, но и понимать некий механизм событий, скрытый от нас. Могу сказать, что даже являясь участником событий, не всегда можно их объективно оценивать. Два свидетеля видят разное, два участника митинга слышат разное, по прошествии времени люди помнят события совершенно по-разному. Я думаю, по отношению к истории человек не может в принципе ее объективно оценивать.

    ОтветитьУдалить
  2. Объективность это понятие относительное, но факты есть факты, которые очень упрямая штука. Замалчивание одних фактов, а односторонняя трактовка других не приведет никогда к пониманию истории, которая должна подаваться хотя бы с разных сторон.

    ОтветитьУдалить
  3. Mik, я подозреваю, что ВСЯ история многократно переписывается, и это - не только в последние столетия, а испокон веков.
    Я впервые что-то узнала о сложностях в отношении стран Прибалтики и СССР, когда побывала в Риге в гостях у семьи, сохранившей (каким-то чудом!) не только устную память, но и документы. Я слушала рассказ свидетеля и видела фото. Это был шок! Год 1979-й, задолго до развала.

    ОтветитьУдалить
  4. Согласен с Вами, Светлана, что историю любят переписывать, но нельзя переписать документы. Изучая их, можно многое понять. А анализировать нужно все, что имеет отношение. После развала СССР, знаю историков, которым удалось попасть в секретные архивы. Знаю их мнение, что нельзя оттуда многого обнародовать (как сосед доносил НКВД на соседа, например). Историк не должен давать оценку тем или иным событиям, для идеологической окраски, а должен приводить факты. Самому пришлось тоже изучать много разных отраслей истории, но есть история, как например, история государства и права, имеющая свои разделы, где не поспоришь с приводимыми документами. Историки, когда изучают какие-то факты, сопоставляя мемуары и документы разных сторон, добавляют в анализ психологический аспект, чтобы история не унижала и не восхваляла кого-то.

    ОтветитьУдалить
  5. 1.С помощью оружия Россия,точно так ,как и все могла что то отваёвывать,завоёвывать,но СССР-не имела ни одной колонии.
    2.Как можно называть страну,которая потеряла 28 миллионов,АГРЕССОРОМ?
    3.Россия поднимает себя сама.
    Сколько стран вложило свои деньги,чтобы Германия процветала?
    4.Начиная с 20 г.,что в это время делали все страны Западного мира?
    5.Мечислав,чей заказ Вы выполняете?По принципу,лишь бы платили.
    Больно.

    ОтветитьУдалить
  6. Ответ на комментарий анонимного автора, которого знаю, сообщение было прислано мне в частном порядке:
    1. А чем отличались союзные Республики от английских или французских колоний? Разве тем, что они были расположены на одном материке.
    2. Если придираться к словам, то страну агрессором не называл, а назвал коммунистическую политику агрессивной. Но по смыслу можно понять, что это была политика СССР. Не знаю из каких источников Вы приводите цифру в 28 миллионов, но вопрос иного рода, сколько миллионов человек было ликвидировано в результате репрессий, которых причислили в СССР к погибшим на войне, сколько можно было избежать человеческих жертв из-за неумения вести военное дело (элиту офицеров Красной Армии расстреляли до 1941 г., сколько солдат отправили на линию фронта со штыком против автомата)? Есть фильм режиссера Николая Досталя "Штрафбат", где главную роль играет Алексей Серябряков, в конце этого фильма идут титры документальных списков погибших на фронте служащих в штрафных батальонах. После этого фильма трудно подобрать слова, чтобы охарактеризовать политику страны.
    3. Очень рад за Россию, когда там налаживается жизнь, но пишу в большей степени о Беларуси, а этот пост и о Польше. Не знаю сколько кто вкладывал денег в развитие Германии, которая была разделена на ГДР и ФРГ(той, в которую, вероятно, вкладывал СССР, нет уже).
    4. Еще до 20-ых годов многие страны мира помогали совершить революцию в России, была конкуренция империй, но Россия оказалась, как всегда, не предсказуемой и после 20-ых годов другие страны пытались вернуть свои деньги, которые были затрачены на непредсказуемую политику большевиков. Высказываю свое личное мнение, обоснованное на ранее прочитанных источниках.
    5. Почему, если высказываешь свое мнение, то это должен быть чей-то заказ? А задав вопрос - даете ответ, принижающий того, кто пишет не по заказу. Если мне платят, за размещаемую рекламу, то я ее тщательно подбираю, правда иногда хочется заработать больше, тогда появляются чисто коммерческий пост (могу в личной переписке сказать какие и за сколько), а так высказываю в слух свои мысли, потому что мне тоже больно.

    Ответил на Ваши вопросы. И не могу понять, чем Вас обидел пост. Вы задав вопросы, перестали писать. Не понимаю почему Вы так самоотверженно защищаете СССР и Россию, понимаю, что Вам очень трудно в Латвии. Но Вас же там бросили именно эти две страны. Понимаю ностальгию по Советскому Союзу (самого иногда пробивает), но обратно в СССР не хочу, а Вы живете в Европейском Союзе, где тоже не легко, но там может общими усилиями стран все наладится к лучшему. Верьте в хорошее! Приезжайте к нам в Беларусь, Вы же имеете белорусские корни, а еще Ваш сын породнился с имеющей польские корни в Беларуси, спокойно без обид поговорим о истории. За людей очень больно, без взгляда на их национальную принадлежность.

    ОтветитьУдалить
  7. Ты не прав, Мечислав!Понимаю, в памяти поколений поляков предательство сталинской верхушки. Но не все бывает в истории так, как нам бы хотелось.Увы! Республики союза никогда не были колониями.Скорее наоборот.По планам большое государство с дальним прицелом просто разделили на части, чтобы потом уничтожить окончательно. План работает и набирает обороты. Российская нищета и богатые республики, так как все средства направлялись всегда именно туда. Все это я знаю и помню.Даже не хочу более говорить по этому поводу. твоя позиция однобока.

    ОтветитьУдалить
  8. Я никогда не претендую на личную правоту. Если честно, то я ничего не понял из твоего, Лена, комментария. Значит Москва (Россия это федеративное государство, которое тоже в подчинении столицы) была колонией союзных республик? А СССР был добровольно организован голосованием граждан на референдуме? И СССР был действительно гарантом прав и свобод? Только почему тогда на его территории были постоянные конфликты на национальной почве, которые продолжаются и по сей день практически во всех бывших республиках, не говоря уже о чеченском вопросе внутри России?
    В Беларуси погиб каждый четвертый, но народ потом и кровью восстанавливал хозяйство после войны, не хочу сказать, что того не делали в других республиках. Я здесь беру под внимание период с 1939 г., поскольку живу в Западной Беларуси, историю с этого времени знаю со слов родных и близких. Раскулачили зажиточных крестьян, которые трудом, а не насилием, скопили свое состояние, а потом плоды их труда раздали бедным, которых местное население считало лентяями и пьяницами. Загнали всех в колхозы и совхозы - сделав рабами государства. В СССР сельские жители не имели права уехать в город даже на учебу, паспортов им не выдавали, без мумажки люди были "никто". Я не хочу вернуться к этому прошлому и не буду никогда восхищаться силой оружия (ни российского, ни германского).
    Почему этот пост видится кому-то однобоким? Я вижу однобокий подход к истории, которую преподавали и продолжают преподавать в белорусской школе. И если у меня есть вопросы, то я их высказываю, чтобы найти ответ. Взамен - недоброжелательные обиды.

    ОтветитьУдалить
  9. Может в Белоруссии и однобокий подход. Но у нас в России мы уже столько подходов пережили, что уже тошнит от них. Просто расслабься и живи дальше. Почему тебя так волнует эта тема? Хочешь, чтобы такое не повторялось в истории? От нас мало зависит, может повториться в еще худшем варианте.

    ОтветитьУдалить
  10. Я эту тему продолжил в другом блоге о Заболоти (ссылка есть внизу под комментариями). И там есть ответ почему меня волнует эта тема. А затрагиваю я ее, потому что не хочу, чтобы это повторилось или чтобы появлялись новые конфликты, унижающие человеческое достоинство. Если это не в наших руках, то в чьих?

    ОтветитьУдалить
  11. Мы жывем адначасова ў двух гарадах,
    Падваеньне асобы зрывае нам дах.
    Дык няўжо ж нам ніколі ня склеіць, ня сшыць
    Менск і Мінск - дзьве паловы сталічнай душы...

    Так і ніколі не дабрацца напэўна да тае праўды, якую ад нас вельмі старанна скрываюць палітыкі і былыя і іх пераемнікі сучасныя...
    Вывады кожны робіць сам...

    ОтветитьУдалить
  12. Пра Мінск і Менск асобная гісторыя. А нашыя афіцыйныя сучасныя гісторыкі не вельмі гэта хочуць зрабіць. Ім выгадна гісторыю пісаць пад лідараў, а не пад праўду аб народзе.

    ОтветитьУдалить
  13. Почему каждый 4-й, а не каждый 3-й белорус погиб на войне? Сталин велел считать погибшими 20 млн. человек. Сейчас цифры пересмотрели и число их колеблется от 28 до 33 млн. человек, а значит и потери Беларуси больше. И это тоже, ксати, пересчитали. Вот и вышло, что каждый третий. И ещё если евреев погибло 6 млн. (?) и это Холокост (т.е. геноцид, то тогда как расценивать как минимум 33 млн советских граждан. Как нормально? И почему литовцы и латыши и эстонцы считают себя оккупированными (обиженными, на которых, кстати, воду возят и ...), у нас тоже ХОЛОКОСТ был среди славян), почему это никто не признаёт???

    ОтветитьУдалить
  14. Я думал, что ты , Андрей, как историк, дашь ответы на вопросы, а не станешь их мне еще больше задавать.
    Спасибо, что с цифрами разъясняешь. Набери в поисковике слово "геноцид" и почитай, что это такое, тогда сам ответ найдешь, что ставилась задача полностью уничтожить еврейское население, а славян фашисты хотели превратить в рабов.
    Среди этих 33 млн., о которых идет речь, были 6 млн. евреев? Я не понимаю таких апелляций с цифрами и к чему их приводишь к данной теме.
    Прибалты говорят, что их оккупировали, как СССР, так и Германия, а некоторые славяне, как например, белорусы, видят себя только жертвами немецкой оккупации. А о репрессиях своего собственного народа в сталинские времена, есть славяне, которые не хотят и слышать.

    ОтветитьУдалить
  15. А сегодня балом правит Америка.. Меня периодически несколько коробит от действий руководства этой страны..
    Недавно слушал перевод речи Обамы - он там прямо говорит, что американцы - действительно, лучшая нация на Земле. Подобное даже невозможно представить в России, Украине, Франции, Индии и многих других странах. Американцы считают себя хозяевами "шарика" под именем Земля, а без их политики бы намного ярче расцветала бы культура разных стран.
    Это только одно мое "замечание". А взять еще, например, казнь Хусейна? Это же ужас показывать на весь мир такие кадры! Америкосы восстанавливают против себя людей..

    ОтветитьУдалить
  16. Я с тобой согласен, Shults99. США действительно слишком много чести на себя берут, а это начинает напоминать историю конца 30-ых годов в Европе. Примеров, подобных казни Хусейна, есть множество и не только в Штатах. А пламенные речи многих лидеров современных государств очень похожи на становящихся маленькими наполеончиками, которым еще немного и они станут гигантскими.

    ОтветитьУдалить
  17. Panie Mieczysławie jestem z dumny z mojego ziemlaka z Zabłocia, wypowiedzi są na wysokim poziomie wiedzy historycznej.JN.

    ОтветитьУдалить
  18. Перевожу с польского языка комментарий Пана Яна из Гданьска:
    Пан Мечислав, очень горжусь моим земляком из Заболоти, высказывания на очень высоком уровне знаний истории. Я.Н.

    Ответ:
    Спасибо, Пан Ян, лестно слышать. Я хотел бя попросить, если можно, чтобы Пан Ян поделился своими воспоминаниями впечатлений Ваших родителей в блоге о Заболоти, как происходил приход советской власти в нашу Заболоть, а позже там будет пост о приходе на нашу территорию немцев. Спасибо.

    Dzięki Panie Janie, cieszy to usłyszeć. Chciałbym poprosić, czy jest to możliwe, żebyć Pan Jan podziel się wspomnieniem, co przeżyli rodzice pod czas przybycia wlładzy rodzieckiej do naszego Zablocia, poprosze to zrobić w odpowiednim miejscu blogu o Zabłotciu, później tam będzie post o przybyciu na terytorium naszego miasteczka niemców. Dziękują.

    ОтветитьУдалить
  19. Что значит, нельзя обнародовать? У меня есть книга "Оглашению подлежит: СССР - Германия. 1939 - 1941 год" (все!!! дипломатические документы). А про "настучал на соседа" можно задать риторический вопрос: кто написал 4 мил. доносов? НКВД? Люди, такие же как и мы. И не секрет захватническая политика в отношении Западной Беларуси со стороны СССР. История ничему не учит кроме того, что люди привыкли видеть в себе Христа, а надо бы рассмотреть Гитлера (У.Х.Оден).  От себя добавлю: и Сталина, и Пиночета и или любую другую человеконенавистническую падлу.  Нас объединяют разные гады для порабощения, нас разъединяют разные гады для той же цели. Я в университете провожу уроки Мира. И тоже 1 сентября. Так удобней. А надо бы начать, если не с Мюнхена, когда слили Чехословакию, то хотя бы с октябрьской революции. 

    ОтветитьУдалить
  20. Обнародование многих документов может вызвать люстрацию, особенно в отношении тех, кто к тем делам не причастен, а причастны были предки. Эту тему я продолжил в другом блоге http://zabolot.blogspot.com/2009/09/70.html раньше под комментариями стояла ссылка о том, где упоминается пост. Мне пришлось видеть некоторые документы в начале 90-ых, когда в Беларуси была оттепель и историки могли работать в архивах. Я изучал историю права Беларуси, а там только документы играют роль. Знаком с историками, занимавшиеся этими вопросами и они мне рассказывали и показывали много интересных вещей. Дипломатические документы - это одно, а секретные документы того времени - совсем другое. В нашей стране обнародование любых документов пока не грозит, но и документы эти скорее в Москве сейчас. Октябрьская революция к событиям 1939 г. в Западной Беларуси имеет только отпечаток. СССР к тому времени уже захватывал новые территории.

    ОтветитьУдалить

Поиск непонятного в Интернете