вторник, 6 октября 2009 г.

Каложская церковь в Гродно

Будучи в Гродно в конце сентября нашел немного времени, чтобы посетить один из самых древних храмов Беларуси - Каложскую (Борисоглебскую) церковь, которая претендует попасть в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Этот православный храм построен в 1180 годах. Находится церковь у самого края обрыва высокого берега реки Неман. До наших дней сохранилась только одна стена. Купол и своды были давно разрушены, а в 1853 году в результате оползня обвалилась южная стена церкви, которая была восстановлена из дерева. Уцелевшая часть каменной стены украшена декоративной майоликой в виде крестов и геометрических фигур, что является особенностью гродненского зодчества, сохранившаяся в этом храме.

Гулять по старому городу Гродно всегда большое удовольствие, тем более, что с этим городом связаны лучшие воспоминания юности. Каложа - это древний символ города, который всегда притягивает к себе, поэтому если есть возможность попасть туда, то всегда стараюсь ее использовать. В православных храмах не разрешают фотографировать, поэтому не могу показать красоту церкви внутри, рассказать об уникальных глиняных голосниках, встроенных в стены для акустики, но могу рекомендовать посмотреть самим, если доведется быть в Гродно. Церковь действующая и можно попасть на службу, особенно в праздники, когда там поет церковный хор. Не слышал более прекрасных песнопений, чем в уникальных акустических условиях Каложской церкви.
Рядом с Каложей установлен камень с надписью в память основателя города Гродна - Давида Городенского.

Качество моих снимков желает лучшего, поэтому хочу всех пригласить в гости к профессиональному фотокорреспонденту в "Живой Журнал" к Леониду Щеглову, который живет в Гродно и делает блестящие фоторепортажи. Просматривая старые посты Вы увидите множество красивых мест Гродно и прочитаете краткую информацию (Леонид не многословен, но точен) о всех событиях, увиденных на фотографиях.

Не знаю можно ли с этим фотографом совершить прогулку по нашему городу, а вот о такой услуге прочитал на сайте фотостудии Санкт-Петербург. Фотографа можно пригласить на выезд и тогда отдых или проводимое мероприятие станет незабываемым. Незабываемые фотографии семейных торжеств - венчания, крещения, дней рождения, юбилеев подарят Вам профессионалы фотографического дела. Студия предлагает очень интересные фотосессии для будущих мам и отцов. Но зачем рассказывать о фотографиях, если их можно увидеть на сайте, а также познакомиться со всем спектром предлагаемых услуг.

12 комментариев:

  1. Да уж, я больше не буду писать про старинные здания в Канаде. После этой заметки как-то даже стыдно :) А церковь красивая. Спасибо, что поделились. Хорошо всё- таки, что у нас хоть что-то сохраняют.

    ОтветитьУдалить
  2. Зачем же так, Алена? Продолжайте писать о канадских архитектурных сооружениях, приятно смотреть и душа радуется, когда видишь бережное отношение к старине и все в прекрасном ухоженном состоянии. У нас Каложу хотят реставрировать и есть множество планов реконструкции, но уже не успеваю отследить, какой принимается к исполнению.

    ОтветитьУдалить
  3. Ладно, успокоили! А Каложу хотелось бы увидеть отреставрированной, и чтобы радовала глаз не одному ещё поколению.

    ОтветитьУдалить
  4. Вот и славно! А Коложа, главное, чтобы после рестоврации всегда сохранялась.

    ОтветитьУдалить
  5. Величайшая Православная святыня. А фотографировать можно с благословения настоятеля храма. 

    ОтветитьУдалить
  6. О фотографировании в православных храмах знаю из личного опыта, там всегда есть знак с перечеркнутым фотоаппаратом, а если снимать разрешают, то просят за это заплатить,при этом, как во время совершения обрядов таких, как венчание или крещение, так и в момент, когда в храме никого нет.

    Вспомнил к слову интервью Андрея Дыбовского, автора сайта "Глобус Беларуси", где он тоже говорит о том, как снимал храмы в нашей стране. Ссылка на интервью есть в посте другого блога - http://zabolot.blogspot.com/2008/11/blog-post_13.html ,где тоже можно увидеть названный сайт, фотографии к которому сделал сам автор, посещая все уголки Беларуси.

    ОтветитьУдалить
  7. Про фото может не везде. И вообще священнослужители не могут просить заплатить. По идее, это должно называться пожертвованием. Величина пожертвования (если угодно, в церковном прайсе) приводится условная, то есть желаемая. Никто не может вам отказать, если вы не можете отблагодарить за ту или иную требу. Это касается так же и фото. 

    Приведу другой пример. Когда приезжали друзья в Полоцк и я повел их в Спасо-Ефросиньевкий монастырь, то за профессиональную экскурсию от нас не требовали денег. Сказав, что если мы захотим, и сколько мы захотим, то можем положить в ящик для пожертвований. Когда мы покинули монастырь (а экскурсионное бюро монастыря находится за пределами обители), мы забыли сколько-нибудь пожертвовать. И только спустя несколько дней я вернулся и, так скажем, отблагодарил за чудесную экскурсию. 

    Так же должно (а в некоторых местах и обстоит) дело и с обрядами. Венчание, бывает написано, 300 тысяч. Понятно, что треба берется не за "работу" священника. Свечи и проч. также покупаются храмом, и заказываются епархией. Но, если вы уж крайне бедные, то вас обвенчают бесплатно. То же касается и других таинств.

    Раньше, когда свечи не изготавливались фабрично, прихожане катали их дома. А идя в храм, прикрепляли к свече монетку. Вот это настоящая жертва. 

    Не буду приводить других примеров, но хочу отметить, что не стоит пугаться ценников или, что еще хуже, упрекать Церковь, и видеть в стоящих у свечного ящика "торгующих в храме". И уже тем более, не нам их оттуда выгонять. 

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо, Александр, за подробные разъяснения. Очень радует, что в православных монастырях и  храмах Полоцка все обстоит так, как ты пишешь. Полоцк - это древнейший город Беларуси и является одним из первых городов на территории Беларуси, где зарождалось православие. Но  приходилось слышать нарекания прихожан из небольших населенных пунктов о том, что никто не может осмелиться заплатить (пожертвовать) меньше, чем указано в трибе. Подобная проблема есть и у католического костела, когда священнослужители постоянно требуют, чтобы платили больше, учат жить скромнее, когда сами строят шикарные дома и покупают дорогостоящие автомобили, требующие дорогостоящего технического обслуживания, которое оплачивается пожертвованиями прихожан, ведь священник не занимается бизнесом и прибыльного подсобного хозяйства не ведет. А о том, стоит или нет изгонять торгашей из храма, то нужно спросить у священнослужителей. Ведь первым, кто это сделал был Иисус:

    "И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщикови скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречнтся; а вы сделали его вертепом разбойников." (Мф.21:12-13)

    "Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли." (Ин.2:13-16)

    Об этом же сказали и другие евангелисты, но больше цитировать не буду. А о том, как красиво по современному эти слова трактует церковь, мне тоже известно

    ОтветитьУдалить
  9. Интересный диспут получается, Мечислав. На самом деле для верующих такой проблемы нет. Знаю очень многих людей, которые не берут сдачу, а если берут, то кладут ее в ящик для пожертвований или отдают нищим в церковном дворике, и еще добавляют и сокрушаются, что жертвуют мало. 


    Я лично за то, чтобы священнослужители были успешными людьми. Как правило, те машины, на которые им часто пеняют, - подарки богатых прихожан. И также, прежде, чем даруется нечто существенное тому или иному батюшке, эти состоятельные прихожане, жертвуют храму, приходу, нуждающимся. Но, опять-таки, не нам судить, как богатым распоряжаться своими деньгами. 

    Я намеренно вскользь упомянул тех "торгующих в храме", поэтому и закавычил цитату. Откуда в нас появляется желание осудить их и имеем ли мы на это право? Ведь Тот, Кто посмел сделать подобное, был без греха. А мы, грешные и недостойные, очень часто любим ухватиться за этот момент и сказать, вот, мол, Христос так делал. Христос много чего сделал и сказал, что с точки зрения фарисеев, было кощунственным. Но, Тот, Кто дал закон, может внести в него правки. Другая, нелицеприятная сторона заключается в том, что кто нам сказал, что наше возмущение, наш гнев праведен, достаточно ли мы смиренны, достаточно ли кротки, достаточно ли сокрушенны сердцем, чтобы увидеть в этом грех? Далее, Христос выгнал из храма торгующих чем? Тем ли что помогает молитве? Нет. Я если сейчас мы взглянем на свечной ящик, чем там торгуют? Голубями? А если и так, если там продается литература, содержащая не только акафисты и молитвословы. Если приход не может позволить себе отдельный магазинчик в церковном дворике, как, к примеру, в Гродно, в Свято-Покровском кафедральном соборе. Проблема в другом, нам везде видится подвох, везде нам мерещится, что батюшки наживаются на вере. Что ж бывает и такое. Бывает, что какой-нить нехороший священник и денюжку за крестины прикарманит. Но таких - единицы. Как сказал о.Андрей (Кураев), таких батюшек - евангельское число, то есть каждый двенадцатый. Не надо рассматривать служителей церкви как идеальные создания. Разве в других областях социальной жизни человека меньше встречается нечистых на руку людей. Или нам кажется, что сразу после рукоположения человек становится святым? Он всего лишь получает особую благодать Божью - совершать таинства, благодать, которую легко можно утратить. Также очень часто на пути духовного развития, на пути к Богу самым большим препятствием являются сами верующие. Как сказал тот же о.Андрей "приходские ведьмы" и проч. и проч. Но тут важно знать одну вещь: грех в Церкви не есть грех самой Церкви, а грех против Церкви. И как часто мы видим эти грехи, но не замечаем, что мы будучи частью этой церкви грешим против нее гораздо горше. 

    ОтветитьУдалить
  10. Без смысла спор. Не стану продолжать. Фильм "Остров" очень хорошо в художественной форме говорит. Не боюсь быть судимым той меркой, которой сужу.

    ОтветитьУдалить
  11. Ну, вот и замечательно. 

    ОтветитьУдалить
  12. Пусть будет всё замечательно )))

    ОтветитьУдалить

Поиск непонятного в Интернете