воскресенье, 27 марта 2011 г.

Мой театр без театра

Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного? Или, лучше сказать, можете ли вы не любить театра больше всего на свете, кроме блага и истины? И в самом деле, не сосредоточиваются ли в нем все чары, все обаяния, все обольщения изящных искусств? Не есть ли он исключительно самовластный властелин наших чувств, готовый во всякое время и при всяких обстоятельствах возбуждать и волновать их, как воздымает ураган песчаные метели в безбрежных степях Аравии?.. Какое из всех искусств владеет такими могущественными средствами поражать душу впечатлениями и играть ею самовластно...
В. Г. Белинский "Литературные мечтания. Элегия в прозе"

Простите за столь длинный эпиграф, но очень хотелось напомнить эти прекрасные слова о театре Виссариона Григорьевича. Сегодня особый день - Международный День Театра. В 1961 году на IX конгрессе Международного института театра (International Theatre Institute, ITI) был установлен этот праздник, отмечаемый всеми театральными обществами мира. Известно, что первые упоминания о театральном искусстве относятся к 2500 году до нашей эры, тогда в Египте театральным действом прославляли персонажей египетской мифологии. У меня к этому празднико свое особое отношение. Очень приятно, что получил сегодня поздравления и сам поздравил тех, кто служит этому искусству и хочу еще поздравить всех, кто любит театр, кто в нем живет. Далее расскажу какое непосредственное отношение имею к театру сам.

Мечта о театре была со школьных лет. В раннем детстве я играл в театр, при том театр был и кукольным и драматическим, но сегодня не о том театре. После окончания школы я отправился покорять Москву своим талантом, пробуя силы поступить на актерское отделение ведущих театральных ВУЗов страны, о чем пост "Студенты всех стран соединяйтесь!". Потом было самое интересное время - время учебы на театральном отделении Гродненского культурно-посвятительного училища. В качестве иллюстрации к посту фотография тех лет, а кто на ней и что узнаете заглянув в пост "Это было недавно, это было более 20 лет назад..." и там же найдете еще фотографии времен учебы в училище. Почему люблю то время - потому что тогда был юным и наивно  верил, что театр святое место...

Никогда не жалею о том времени, а всегда вспоминаю с гордостью и приятной ностальгией. Мне посчастливилось учиться режессуре и мастерству актера у Виктора Шалкевича, которого в Беларуси больше знают, как опального барда и очень любят в Польше, да и в других странах. Я приглашаю пройтись по ссылке, где есть краткая биография этого человека, а уже оттуда посетить официальный сайт Виктора Шалкевича и послушать некоторые его песни, которые исполняет на белорусском языке. Где-то в блогах я писал о нем, но не буду утомлять лишними ссылками, обязательно еще расскажу о Шалкевиче в отдельном посте, где вставлю видеоролики с исполнением его песен.

К Шалкевичу можно относится по разному, но именно благодаря ему мы получили необходимую долю свободы для самостоятельного развития. Не скажу, что Шалкевичу было легко со мной, две двойки подряд по режиссуре стояли в журнале в ответ на протест что-то делать не то, что было надо. Надо признаться, что двойками преподаватель наказал себя, потому что за семестр была выведена положительная оценка. Можно только догадываться сколько нужно было доставить липовых пятерок, чтобы не навредить учинеку, который в числе любимых не был. Я не имел морального права не получать повышенную стипендию, матери одной было очень трудно меня учить. Простая стипендия была 30 рублей, а повышенная 37.50 - помню, как сейчас.

Не хочется бередить душу вспоминая те замечательные юношеские годы. Я очень даволен, что учился в то время, когда стала известна правда о белых пятнах истории СССР, когда шла перестройка и гласность. Это очень интересный отрывок нашей истории, который очень люблю и ценю. В то время начали формироваться общественные объединения, появлялись разные неформальные клубы, где естественно не обходилось без нас. Нас привлекали участвовать в разных массовых мероприятиях города, поэтому все фестивали, гастроли не проходили мимо нас. Мы проникали без билетов, вахтеры театров нас знали в лицо, но все дырки служебных входов мы знали, как родную улицу. Нас пропускали выступить с какими-то приветственными обращениями, а потом... Потом мы знали, как пройти в зал и сесть среди уважаемой публики. Об этом можно роман писать.

А наши театральные постановки в училище по рассказам Михаила Зощенко, спектакль по пьесе Эдмона Ростана "Романтики", отрывки из самых разных пьес. Не могу не вспомнить, что на государственном экзамене по режиссуре я ставил отрывок по пьесе Людмилы Разумовской "Алька", написанной по мотивам рассказов Федора Абрамова. А актерское мастерство на государственном экзамене показывал в роли Креонта в отрывке из пьесы Еврипида "Медея" и Мікіты Зноска (Никития Зносилова) в отрывке из пьесы Янки Купалы "Тутэйшыя" (по русски "Здешние"). О таких ролях ни одни актер мечтал бы.

Еще один примечательный факт, что занимались мы по ВУЗ-овским учебникам, но с ускоренной программой. В принципе зазубривать теорию, написанную в книгах, нас не принуждали, как никто и не запрещал читать, что душе угодно. Исключением была советская литература - вспоминаю о ней  с содроганием. А еще я сдавал государственный экзамен по истории КПСС. Большой заслугой преподавателя этого предмета осталось то, что она оценивала не по политическим убеждениям, а по знаниям материалов партии, иначе не видать бы многим нам диплома. В то время мы получили доступ к запрещенной в СССР литературе, как к художественной так и документальной, начиная от Солженицина и заканчивая пактом Молотова-Рибентроппа. О количестве прочитанных пьес и художественных книг, для того чтобы найти отрывок для постановки, скромно промолчу.

Не могу не вспомнить участие в постановке спектакля по сказке Леонида Филатова, для этого приглашаю заглянуть в пост ""Про Федота-стрельца" и не только..." Это была невероятная работа. До сих пор поддерживаем отношения с теми, кто в ней принимал участие. Да и с сокурсниками поддерживаем связи. Сегодня при написании этого поста я не только их вспоминал, но и обменивался взаимными поздравлениями. Одна наша сокурсница достигла больших высот на театральном поприще - она руководит своим театральным коллективом в Минске и преподает в Университете культуры и в Академии искусств белорусской столицы.

Недавно мы отмечали 20-летия окончания училища. Более веселой встречи и тому, что ей предшествовало трудно представить. Доставая один другого телефон не могли пне позвонить без розыгрыша. Я звонил к сокурснице-преподавателю, как студент, которому нужно пересдать зачет, говорил так уверенно, что мне очень надо, что она не могла понять, как у нее может быть такой студент. Другие звонили, представляясь служащими банков, требуя погасить кредит, работниками наркологического диспансера с требованием немедленно пройти обследования, требовали заплатить взносы в клуб анонимных алкоголиков и т. д. Театр продолжался без театра.

После окончания училища было 10 лет работы в Доме культуры в родной своей Заболоти. После 5 лет работы у меня случился конфликт с отделом культуры и я был незаконно уволен. На работе восстановился, но понял, что я слишком плохо знаю законы и было принято решение изменить Мельпомене с Фемидой. Я пошел заочно учиться на факультете правоведения Белорусского Коммерческого Университета Управления. Если многие заочники учились ради корочки, то я стремился получить знания, но это не тема сегодняшнего поста. Закончив Университет я ушел с работы в культуре. Но любовь к театру осталась, даже не смотря на то, что я как С. К. Станиславский "не верю" очень многому.

За 10 лет работы было несколько собственных постановок, рассказ о которых оставлю на будущее. Сейчас иногда с удовольствием читаю стихи и прозу со сцены, участвую в миниатюрных театральных постановках, что тоже оставляю для будущих повествований в этом и других блогах. А всех желающих приглашаю к просмотру фильма "Тутэйшие" по пьесе Янки Купалы.Фильм на белорусском языке, но понять будет не сложно. Фильм в трех частях, которые можно посмотреть прямо в блоге. Приятного просмотра, жду отзывов в комментариях.


А в заключении праздничного поста представляю блог о театральной жизни Беларуси "Театральный лягушатник". Ведет блог студент Академии искусств, со свойственным студенческим максимализмом рассуждает о театре, о жизни. Поздравляю еще раз всех, кто любит театр. С праздником! "Жизнь - театр, а люди в нем актеры!" - говорил Уильям Шекспир.

16 комментариев:

  1. Поздравляю!!!
    :) такой теплый пост ;) Видно, что вспоминать приятно :)
    Спасибо за видео - в офисе обязательно посмотрю :)

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо, Ира! Поздравляю и тебя, хотя никогда не говорили о театре, но мне кажется, что этот вид искусства тебе близок, как зрителю. Фильм посмотри обязательно.

    Я прошу прощения у читателей, что видео стоит коряво. С этого сервиса никогда не ставил и совершенно не представляю как размер подогнать, проще главное поле блога шире сделать, чем разбираться в тонкостях видео. Знаю, что ест сервисы, где можно перегнать и подогнать, но совершенно нету времени этим заниматься.

    ОтветитьУдалить
  3. Windows Live Writer прекрасно позволяет растянуть или уменьшить окно видео простым нажатием мышки...
    Так вот ты у нас, оказывается, какой артист, Мечислав! С большим интересом прочитала историю твоего студенчества!

    ОтветитьУдалить
  4. Я немного наслышан об этой программе для ведения блогов, но это ее надо скачивать, устанавливать на жесткий диск, который ничтожно мал, разбираться с настройками и т. д. Вопросов типа куда и когда не буду задавать. )))

    Спасибо, Elena_Rubric! Артист погорелого театра, как когда-то шутили. ))) Не знаю переходила ли по ссылке почитать как я поступал в Москву. Теперь самому это так занятно. )))

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо, Ира! Поздравляю и тебя, хотя никогда не говорили о театре, но мне кажется, что этот вид искусства тебе близок, как зрителю. Фильм посмотри обязательно.

    Я прошу прощения у читателей, что видео стоит коряво. С этого сервиса никогда не ставил и совершенно не представляю как размер подогнать, проще главное поле блога шире сделать, чем разбираться в тонкостях видео. Знаю, что ест сервисы, где можно перегнать и подогнать, но совершенно нету времени этим заниматься.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Ира! Поздравляю и тебя, хотя никогда не говорили о театре, но мне кажется, что этот вид искусства тебе близок, как зрителю. Фильм посмотри обязательно.

    Я прошу прощения у читателей, что видео стоит коряво. С этого сервиса никогда не ставил и совершенно не представляю как размер подогнать, проще главное поле блога шире сделать, чем разбираться в тонкостях видео. Знаю, что ест сервисы, где можно перегнать и подогнать, но совершенно нету времени этим заниматься.

    ОтветитьУдалить
  7. ПРИНИМАЙ ЕЩЕ ОДНУ ЭТАФЕТУ - http://zhanscene.blogspot.com/2011/03/blog-post_29.html
    =)

    ОтветитьУдалить
  8. Ну ты уже всю блогосферу заспамил сообщением об эстафете. Приму ее, но времени пройдет, есть другие посты, которые ждут своей очереди уже год.

    ОтветитьУдалить
  9. Люблю театр.Там особая атмосфера, и актеры ЖИВУТ рядом, но в другом мире или эпохе. Это так удивительно!

    ОтветитьУдалить
  10. Стыдно признаться, но сам в театре не был несколько лет. Попало быть на не очень хорошем спектакле, поэтому смотрел несколько спектаклей одновременно - по пьесе Карло Гольдони "Слуга двух господ", по режиссерскому замыслу, где охранники бегали с мобильными телефонами, современная трактовка видите ли, по игре актеров, которая не отличалась полной отдачей сцене и спектакль за зрителями в зале. Последнее было самым интересным, поскольку первое хорошо известно. Посмотрев данные действия задавался вопросом насколько я отстал, что ничего не понимаю в таком "искусстве".

    ОтветитьУдалить
  11. Я нормально отношусь к экспериментам, если результат получается художественным. Увы, так бывает не всегда.
    Ненавижу сейчас спектакли, которые нам привозят "звезды" в виде антрепризы. Халтурят отчаянно. Наши актеры играют с полной отдачей, а заезжие думают, что приехали в отсталую дыру и нам сойдет и так. Зря. После одного такого спектакля сильно разочаровалась в одной очень известной актрисе.

    ОтветитьУдалить
  12. Согласен с Вами, Светлана, полностью. Я смотрел когда-то современную интерпретацию "Ромео и Джульетты", хочу подчеркнуть, что постановка была самодеятельного театра.Это был театральный фестиваль и там три дня подряд с утра до позднего вечера можно было смотреть разные спектакли, поэтому не помню из какого города и из какой страны был театр. Постановка очень впечатлила. Слова Шекспира не изменяли, а немного сократили, добавив сценического действия в прекрасном музыкальном сопровождении.

    Что касается "звездных антреприз", то звезды хороши издали смотреть, а вблизи они очень часто ниже уровня самодеятельного театра какой-нибудь глухой провинции. Очень любил проникать за кулисы, где часто нуждались в помощи с установкой декораций, а там звезд можно было наблюдать с их звездной болезнью, поэтому сделал вывод раз и навсегда не хожу на спектакли заезжих гостей, особенно, если они умудряются показать несколько спектаклей в день и в разных городах. Другое дело, если спектакль приезжает на длительные гастроли в местный театр, труппа которого либо тоже уехала, либо в отпуске. В спектакле может не быть звезд, которые постоянно играют дома, но постановка от много не теряет. В дублирующем составе запросто могут оказаться будущие ведущие актеры данного театра.

    ОтветитьУдалить
  13. К сожалению, уже не вернутся времена, когда к нам каждое лето приезжали на гастроли лучшие театральные коллективы. Наши драматические и оперные театры уезжали по областным центрам на гастроли, а на их сценах выступали большие труппы из Москвы, Ленинграда и др. Привозили большие полноценные спектакли. Сейчас в одном спектакле занято не более четырех артистов, а в на оперные и балетные ездят только солисты.

    ОтветитьУдалить
  14. Светлана, почему же так пессимистично? Насколько знаю, то у нас в Беларуси происходит обмен гастролями, мне самому удалось посмотреть когда-то спектакль Гомельского областного драмтеатра в Гродно, сейчас проста сам в областном центе редко бываю. Такой обмен удобен и выгоден, ведь везут в гости лучшее, да и в своем городе приятно посмотреть гостей. Может быть и международный обмен скоро наладят. Но фестивали уж точно проводятся, куда приглашают самые разные коллективы. Будем использовать хотя бы такой шанс!

    ОтветитьУдалить
  15. Рядом с Европой и при небольших размерах территории - возможно. У нас такие цены на билеты, что большие коллективы уже не выезжают. :( Но театр им. Лермонтова у нас отличный. Самый известный актер Владимир Толоконников (Шариков в Собачьем сердце), но много очень хороших, хоть и менее известных

    ОтветитьУдалить
  16. Скорее не в ценах на билеты проблема, а в низком уровне жизни, когда рядовые граждане не могут себе позволить пойти в театр, который естественно, что как-то окупать свои расходы вынужден поднимать стоимость билетов из-за низкой посещаемости.

    Владимира Толоконникова прекрасно помню по роли Шарикова и еще он прекрасно сыграл Хоттабыча в фильме "}{0TT@БЬ)Ч", кажется название правильно написал, кстати вот таким образом нужно создавать пароли в сети, но не интересовался его биографией, хотел бы посмотреть его игру в театре. Сейчас почитал информацию о нем, так он еще и телепрограмму ведет!? Надеюсь, что интересная развлекательная программа.

    ОтветитьУдалить

Поиск непонятного в Интернете