пятница, 27 июня 2008 г.

Печаль и скорбь.

Не очень хотелось писать об этих событиях, но такова жизнь. Надо делать другие дела, но мысли не приходят в голову, поэтому пишу о том, что наболело. Вчера и сегодня очень трудные дни, приходится прощаться с людьми навсегда. Вчера простились с учительницей белорусского языка и литературы Верой Викентьевной Дзежиц, она только на четыре года пережила своего мужа Станислава Францевича - учителя математики. Это были очень самобытные, простые люди, еще их называли местными, своими, "ходячий юмор". Они наравне с другими односельчанами держали домашнее хозяйство. Почему-то вспоминается, как обсуждались просочившиеся слухи о том, как их "чистили" на педагогических советах, что учитель не может приходить в школу на урок от свиней и коров. Они пережили это, реабилитировали их. А были времена, когда учителям нужно было сдать определенное количество молока, мяса и яиц государству. Они были вынуждены учить нас на советских идеалах, но в подсознании чувствовалась вера в другие ценности человека и морали. Станислав Францевич меня не учил, лишь изредка заменял других учителей, а Вера Викентьевна вела белорусский язык и литературу с 4 по 10 класс, но обоих знал достаточно хорошо, они жили на параллельной улице, были рядом. Помню, как Вера Викентьевна говорила, что ее ученики - не отличники, которые закончат школу, поступят в институт, останутся в городе, а приехав в родную деревню даже не поздороваются, а те, кто плохо учатся, потому что они останутся работать в колхозе и к ним придется обращаться вспахать поле, привезти сено, поэтому к ним надо быть поласковее. И как говорится, в этой шутке есть доля шутки. Если надо было отпроситься с последнего урока уйти домой помочь по хозяйству, то здесь было полное понимание. Чего греха таить, под эту марку можно было отпроситься с урока, если домашнее задание было не выучено, но часто следовал вопрос: "А к уроку готов?", - а потом: "Иди - на следующем ответишь". Изменилось время, изменились идеалы, но Люди остались. Еще вспоминаю случай, как пришел к Дзежицам собирать подписи за кандидата в депутаты, Вера Викентьевна, как ученика на уроке расспросила о всем, потом вышла дочь, которая приехала из города в гости, спросила, за кого собираю подписи и говорит: "Мама, подписывай, подписывай - это мой сосед, очень хороший человек", - подумав, что слишком долго беседуем и надо ускорить процесс, на что учительница ответила: "Попробуй не подписать бывшему ученику, который так рассказывает и тоже сосед." Для нее было приятно само общение, у нее были больные ноги и она за пределы двора никуда не выходила. Теперь ушла, но никогда не уйдет из памяти. Печально, что не успели о чем-то спросить, о чем-то рассказать...

Вчера, находясь возле костела, провожая в последний путь учительницу, узнал другую печальную новость. В соседней деревне Детки не стало Маминой подруги Янины Мартинчик. Ее всегда называли Янечка. Дружба между ними завязалась с момента моего рождения и рождения дочери Янечки - Тони. Они вместе лежали в родильном отделении заболотской больницы и мы были практически последними детьми, которые там родились, отделение закрыли. Я не помню подробностей, да и не могу их помнить в силу возрастных способностей того времени, но тогда было строго настрого запрещено приходить в палату родственникам, но мой отец умудрялся нарушать эти табу и приходил в палату к матери, которая была очень ослаблена, преодолевать преграды помогала Янечка, поэтому все, что отец приносил делилось. Потом они вместе с Мамой работали довольно долгое время на дороге ремонтерами. Это был нечеловеческий адский труд, тем более не женский, но такая трудная работа давала много привилегий, а главной была - сенокос на придорожной полосе, корм для коров заготавливали раньше всех. Но об этом надо писать отдельно. Потом, сколько помню, все радостные и печальные события не проходили без совместного участия, по жизни как могли помогали одни другим. Уходит поколение моих родителей. Порою трудно складываются взаимоотношения со старшими, но истинную цену начинаем понимать, когда остаемся без них. Смешными и нелепыми кажутся споры, поэтому в каждом споре нужно задать вопросы, а о чем и зачем спорим? Насколько меньше тогда будет ненужных конфликтов, обид. А скорбь по ушедших от нас будет чистой, без угрызений совести. Ничего нового этими словами не сказал, но истину их начинаю понимать ближе и больше.

2 комментария:

  1. Сочувствую. Сама часто ловлю себя на мысли о том, как мне не хватает людей, с которыми уже никогда не поговоришь.Что-то узнать, что-то спросить...все было некогда...а теперь не у кого. Как бы они радовались за мои победы! Очень не хватает их!

    ОтветитьУдалить
  2. Что имеем - не храним, потерявши - плачем...

    ОтветитьУдалить

Поиск непонятного в Интернете